Северное экологическое законодательство нуждается в качественной модернизации

11.10.2017
DSC_7016.jpg

Такая позиция была высказана сегодня парламентариями северных регионов в ходе совещания руководителей законодательных органов государственной власти. Парламентарии обсудили законодательную базу в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, отметив, что в настоящее время наблюдается постепенное изъятие общей северной составляющей из федерального законодательства с фокусированием внимания на арктической теме.
Значительное ухудшение экологической ситуации в северных регионах связано в основном с промышленным освоением, а наличие вечной мерзлоты приводит к замедленным биохимическим процессам, повышенной ранимости флоры и неспособности природных комплексов к быстрому восстановлению. В связи с этим законодателями было предложено, в первую очередь, сформировать единые подходы к мониторингу за состоянием окружающей среды, учитывающие программы социально-экономического развития регионов и России в целом, переняв в этом вопросе опыт у Ямала, где создана территориальная система наблюдений.
Законодатели северных субъектов выразили обеспокоенность по поводу нарушений лесного законодательства: незаконные рубки лесных насаждений, самовольное использование лесов, порча почвы, в том числе, в результате нефтеразливов. Ситуация осложняется тем, что у недропользователей, являющихся основными арендаторами лесного фонда, отсутствует обязанность по лесовосстановлению, в отличие от лесозаготовителей. В сфере пресечения незаконной вырубки был приведен в пример пилотный проект Иркутской области, в рамках которого будут применяться идентификационные карты для упрощенного учета принятой древесины, ее переработки и отгрузки. Каждая карта будет привязана в единой государственной автоматизированной информационной системе к конкретной лесосеке, что не позволит лесозаготовителю вырубить и продать древесины больше заявленного объема и выведет недобросовестных лесозаготовителей в правовое поле.
Участники также обменялись опытом работы по биологической рекультивации земель и работы с природопользователями. Стоимость рекультивации одной свалки отходов в Арктической зоне может составлять от 100 до 700 млн рублей. Вместе с тем субсидии из федерального бюджета на реализацию таких проектов, предусмотренные федеральной государственной программой «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы, предоставляются на общих условиях. В этой связи предлагается определить особый порядок предоставления мер господдержки на реализацию проектов очистки арктических территорий путем включения в соответствующие правила предоставления таких субсидий дополнительного коэффициента, повышающего статус заявки субъекта Арктической зоны.
Сегодня имеется возможность использовать широкий спектр технологий рекультивации. От стандартной – посев трав в торфо-песчаную смесь, до использования биоматов и гидрогелей. Однако было отмечено, что технологий, разработанных и адаптированных специально для северных регионов, не существует. Для решения этой проблемы законодатели предлагают разработать и утвердить специальные стандарты и методологию рекультивации нарушенных и загрязненных земель для северных регионов либо передать на уровень регионов полномочия по нормативно-правовому регулированию этих вопросов.
Кроме этого, парламентарии заострили внимание на опыте нормативного закрепления проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия). Сегодня на федеральном уровне рассматривается возможность внесения этнологической экспертизы в федеральное законодательство.
Также участники затронули одну из ключевых тем Года экологии – это обращение с отходами. В течение долгого времени проблема с отходами решалась путем их захоронения на специализированных полигонах. Такой путь, считают законодатели, является тупиковым, так как он ведет к изъятию из хозяйственного оборота значительных земельных участков и заражению грунтовых вод, а через них – и открытых водоемов. Акцент был сделан и на низком размере штрафов за организацию незаконной свалки. На сегодняшний день практически во всех субъектах северных территорий утверждены территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а до начала 2018 года должны быть выбраны региональные операторы.
Участники совещания обменялись лучшими практиками по эффективной утилизации отходов путем сортировки, переработки и их обезвреживания, а также внесли свои предложения по устранению имеющихся, по их мнению, проблем в реализации реформы в сфере обращения с отходами. Они считают, что необходимо предусмотреть поэтапный характер перехода на новую систему работы с отходами. А также увеличить предельный срок накопления отходов с 11 до 36 месяцев для малых и труднодоступных населенных пунктов. Это позволит формировать экономически рентабельные партии отходов, предназначенных для транспортировки. Кроме того, парламентарии предлагают разработать федеральную программу, предусматривающую предоставление регионам федеральных субсидий на финансирование мероприятий по строительству объектов обращения с твёрдыми коммунальными отходами в малочисленных населённых пунктах, не имеющих круглогодичного сообщения с другими населёнными пунктами
По мнению законодателей, на федеральном уровне необходимо у совершенствовать механизмы бюджетного администрирования средств, поступающих от природ пользователей за негативное воздействие на окружающую среду, а также создать эффективную систему экономических регуляторов (налоги, налоговые льготы, субсидии, утилизационные платежи и т.д.) системы рециклинга отходов, рекультивации земель и инвестирования природоохранных проектов. При этом санкции за нарушения требований должны быть адекватны причиненному ущербу окружающей среде и побуждать природопользователя к предупреждению загрязнений.
Подводя итоги совещания, Председатель Законодательного Собрания автономного округа Сергей Ямкин поблагодарил участников за плодотворный диалог и подчеркнул, что все предложения и инициативы, поступившие, в том числе от коллег, которые не смогли принять участие в мероприятии, учтены и включены в проект итогового документа. Он вместе с материалами совещания будет направлен в Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов – участников соглашения о сотрудничестве.